Тупые когти «серых волков»
ТV «Zaunkonig» - чудо оружие Кригсмарине
30 июля 1944 года у острова Руонти погиб морской охотник МО-105. В живых осталось лишь семь человек из 26 членов экипажа. Когда находившийся поблизости МО-103 подобрал из воды советских моряков, они рассказали командиру катера, старшему лейтенанту Александру Коленко, что взрыв, уничтоживший катер, произошёл внезапно, следа от торпеды замечено не было, да и мин в данном районе не наблюдалось.
Электрические самонаводящиеся торпеды «Цаукениг» калибром 533 мм немцы приняли на вооружение в 1943 году. Дело в том, что к этому времени союзники довели противолодочную оборону до уровня точной науки, и «волки Дёница» стали гибнуть — массово, но главное — безрезультатно. В результате было решено создать оружие, позволяющее подлодкам сначала уничтожать корабли конвоя, после чего — спокойно заниматься транспортами. Торпеды были доставлены подлодкам, действовавшим в Бискайском заливе, в августе 1943 года. Первой жертвой «крапивника» стал английский фрегат «Lagan», получивший в корму торпеду 20 сентября 1943 года.
"Морской охотник" - мал, да удал!
...Через четыре с половиной часа акустик МО-103 установил контакт с подводной лодкой. Первая серия из пяти глубинных бомб не потопила немецкую субмарину, но на поверхность стали подниматься пузыри, демаскирующие лодку и позволяющие прицелиться точнее. Вторая серия отправила U-boot на дно. На поверхность всплыли шесть членов экипажа во главе с командиром корветтен-капитаном Вернером-Карлом Шмидтом: когда лодка пошла ко дну, они впустили в рубку воздух высокого давления, открыли верхний рубочный люк и всплыли вместе с образовавшимся пузырём.
Экипаж на палубе U-250
Как выяснилось из допроса пленных, подлодкой, потопившей МО-105, была U-250. Субмарина вошла в строй 12 декабря 1943 года и по 1 июля входила в состав 5-й (учебной) флотилии Кригсмарине. Но самое главное, что советским следователям удалось узнать от немецкого подводника, так это то, что на вооружении U-boot'а стояли секретные самонаводящиеся торпеды. Стало ясно — лодку нужно поднимать!
Первое советское подразделение боевых пловцов — «рота особого назначения Балтийского флота» — установила положение затонувшей субмарины. U-250 лежала на глубине 36 метров, на ровном киле, с креном 14 градусов на правый борт. Над дизельным отсеком зияла большая пробоина, ставшая причиной гибели подлодки. Глубина вполне позволяла поднять «утопленницу».
Все кто остался в живых из экипажа U-250 (один из спасённых, по-видимому в госпитале)
Впрочем, это понимало не только советское командование, но и «оппоненты». Немцы попытались заминировать место гибели подлодки, но лишь потеряли при этом торпедный катер S-80, подорвавшийся на собственной мине. Люфтваффе бомбило район днём и ночью, артиллерия мешала работам на месте затопления U-250. Тем не менее, уникальная спецоперация была проведена! Под прикрытием дымовой завесы под лодку подвели два 200-тонных понтона. Делать это пришлось, отбивая атаки немецких торпедных катеров и под огнём финских береговых батарей. Когда водолазы закрепили под лодкой стальные тросы, в понтоны начали подавать воздух, и лодка вновь закачалась на волнах. Операции едва не помешал шторм: лодку на понтонах ветер отнес к финскому берегу, где она села на мель. Советские моряки ночью, незаметно, сняли всю конструкцию с мели и отбуксировали в безопасное место.
Советские специалисты изучают U-250 в кронштадтском доке
14 сентября U-250 была доставлена в Кронштадт. Добыча оказалась воистину царская! На борту подлодки обнаружили секретные документы, карты минных полей, шифровальную машинку «Энигма», но главное — неповреждённую торпеду ТV «Zaunkonig». Впрочем, и сама подлодка вызвала интерес у советских инженеров-кораблестроителей: лодки серии VIIC новыми к тому времени не были, но постоянно модернизировались. Главком ВМФ, адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, даже распорядился прервать разработку нового проекта советской средней подводной лодки — 608, и начать разработку проекта 613 — с учётом немецкого опыта. Интерес вызвало даже обмундирование и довольствие немецких подводников, а также 20-мм автоматические зенитки, установленные на лодке.
20-мм автоматические зенитки U-250. Для советских подводников такой комплект артиллерийского вооружения был в новинку
U-250 ввели в состав ВМФ СССР под именем ТС-14 и назначили «опытовым судном», а «крапивник» тщательно изучили. Впрочем, изучили торпеду не только советские специалисты: Черчиль написал личное письмо Сталину с просьбой передать ТV «Zaunkonig» в Англию для изучения и выработки мер противодействия. Британский премьер даже выразил готовность отправить за торпедой самолёт в любое время и место, которое лучший друг советских физкультурников сочтет приемлемым. Понять потомка герцогов Мальборо можно: к осени 1944 года «крапивник» основательно проредил ряды английских конвойных кораблей.
Иосиф Виссарионович отказывать союзнику не стал, но «свой» экземпляр «лайми» не получили: Сталин ответил, что перевозить такой ценный груз через океан слишком опасно, поэтому лучше британским специалистам приехать в СССР. На основании их работы был создан буй-имитатор, прозванный английским моряками «фоксер» — «хитрец» (канадцы предпочитали называть его «кэт»). «Хитреца» тащили за кормой корабля, а он издавал при этом все те шумы, которые издавали корабельные винты и машина, только громче. Свои недостатки у «фоксера» были — его нельзя было использовать на скорости более 15 узлов, а издаваемый им шум глушил не только шум корабельных винтов, но и корабельную гидроакустику. Но, учитывая, что до того единственным способом борьбы с «крапивником» было сбросить ход до нуля — прогресс налицо!
Старший лейтенант Александр Петрович Коленко, командир МО-103, чьими трудами U-250 отправилась кормить балтийских миног
Что же из себя представляла торпеда ТV «Zaunkonig»? Это была модернизация электрической торпеды G7e, снабжённая акустической головкой самонаведения. Головка состояла из двух разнесённых гидрофонов, захватывающих цель в секторе 30 градусов. Всего в составе головки было 26 реле, 11 ламп, 1760 контактов и 330 метров проводки. Дальность самонаведения зависела от уровня шума, издаваемого целью, но обычно составляла 300–450 метров. Существенным недостатком была возможность наведения «крапивника» на винты самой подлодки, а также невысокая надёжность слишком сложной для элементарной базы 40-х годов ХХ века торпеды. За время войны немцами было применено 640 подобных торпед, но в цель попали только 58...
Свежие комментарии