Александр фон Бреннер
Время представлено в сознании как априорная форма феноменологического существования содержаний сознания. Время, прежде всего, предстает нам основным условием всякого конечного существования. Следовательно, оно является и основным условием нашего феноменологического опыта. Поэтому, время, как априорная форма представления содержаний сознания, не допускает ни эмпирического объяснения происхождения, ни рационального определения его сущности.
Однако мы можем отметить, что время характеризуется двумя противоположными моментами. С одной стороны, время характеризуется потоком перемен. С другой стороны, время характеризуется некоторым единством, которое можно усмотреть в слитности, нераздельности мига настоящего с прошлым и будущим. Но мы, подчиняясь повседневным заботам, как правило, замечаем время, наблюдая только поток перемен, и обычно забываем о том, что перемены могут быть видны только на фоне неподвижного. В действительности время характеризуется единством двух моментов: потоком перемен и неподвижным фоном, который представляет собой некое единство. Это единство не только является неподвижным фоном для потока перемен, оно конституирует непрерывность времени, в силу этого единства новое не оторвано от старого, а наслаивается на него или, рождается из него, сохраняет непосредственную связь с ним. Непрерывность, длительность времени немыслима иначе, как на почве единства, целостности. Времени присуще и качество становления, назовем это качество временностью, и качество постоянства, назовем его сверхвременностью. Время характеризуется временностью и сверхвременностью. Поток перемен, который характеризует временность, непосредственно предстоит нам как ряд определенных явлений и соответствующих им понятий А, В, С,…, из которых каждое однозначно отличается от другого и выделяется из общего состава. Эти явления из потока перемен хотя бы частично познаны, иначе бы мы их не замечали, поэтому мы имеем о них суждения хотя бы экзистенциального типа «А есть», «В есть» и т. д. [Бреннер фон А.И., 2003].
Свежие комментарии