На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 068 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов22 ноября, 10:16
    Холодная зима: Трамп заявил, что Зеленскому придётся принять его мирный план Президент США прокомментировал ситуацию...Карта боевых дейс...
  • Юрий Ильинов22 ноября, 9:57
    Путин: Россия готова к переговорам, но нас устраивает и текущая ситуация на СВО Россия готова к мирным переговорам с...Революции и полит...
  • Юрий Ильинов22 ноября, 9:49
    Группа высокопоставленных военных США собралась в Москву обсудить план Трампа Группа высокопоставленных американских...Владимир Путин вп...

Человеческим следам, найденным в Саудовской Аравии, может быть 120 тысяч лет

Человеческим следам, найденным в Саудовской Аравии, может быть 120 тысяч лет

Если это подтвердится, то следы станут старейшим свидетельством присутствия Homo sapiens на Аравийском полуострове.

Исследователи обнаружили семь доисторических человеческих следов на высохшем дне озера Алатар в Саудовской Аравии. (Проект Palaeodeserts)
Исследователи обнаружили семь доисторических человеческих следов на высохшем дне озера Алатар в Саудовской Аравии.
(Проект Palaeodeserts)

Семь отпечатков ног, вдавленных в высохшие отложения дна древнего озера на севере Саудовской Аравии, могут свидетельствовать о присутствии людей в этом регионе около 115 000 лет назад.

Археологи, прочесывающие пустыню Нефуд, заметили эти отпечатки, изучая 376 следов, оставленных в грязи бывшего водоема такими животными, как гигантские вымершие слоны, верблюды, буйволы и предки современных лошадей.

Теперь новый анализ, опубликованный в журнале Science Advances, утверждает, что анатомически современные люди создали семь следов между 112 000 и 121 000 лет назад. Если это подтвердится, то следы будут самыми древними следами Homo sapiens, когда-либо найденными на Аравийском полуострове, отмечает Брюс Бауэр для Science News.

В новом анализе, опубликованном в журнале Science Advances, утверждается, что анатомически современные люди оставили семь следов между 112 000 и 121 000 лет назад. Если это подтвердится, эти следы будут самыми древними следами Homo sapiens, когда-либо обнаруженными на Аравийском полуострове.

Следы слонов и верблюдов, обнаруженные на стоянке Алатар (Stewart et al., 2020)
Следы слонов и верблюдов, обнаруженные на стоянке Алатар (Stewart et al., 2020)

Находка может помочь выявить маршруты, по которым древние люди вышли из Африки на новые территории.

У большинства ныне живущих неафриканцев есть предки, которые массово покинули континент около 60 000 лет назад. Но некоторые исследователи считают, что небольшие группы Homo sapiens рискнули покинуть Африку за тысячи лет до этой массовой миграции, путешествуя через Синайский полуостров в Левант. Другие исследователи предполагают, что маршрут пролегал через Африканский Рог и Аравийский полуостров.

Помимо следов, на дне озера, получившем название Алатар (по-арабски «след»), было обнаружено 233 окаменелости. Хотя сейчас на полуострове доминируют засушливые пустыни, в то время, когда были оставлены следы, он, вероятно, был более зеленым и влажным, и его климат напоминал климат африканской саванны.

«Присутствие крупных животных, таких как слоны и бегемоты, вместе с открытыми лугами и большими водными ресурсами, возможно, сделало Северную Аравию особенно привлекательным местом для людей, перемещающихся между Африкой и Евразией», - говорит соавтор исследования Майкл Петраглиа, археолог из Института науки и истории человека Макса Планка.
Первый человеческий след, обнаруженный в Алатаре (слева), и цифровая модель рельефа, которая помогла исследователям различить его детали (справа) (Stewart et al., 2020)
Первый человеческий след, обнаруженный в Алатаре (слева), и цифровая модель рельефа, которая помогла исследователям различить его детали (справа) (Stewart et al., 2020)

Хотя это место, возможно, когда-то было плодородным охотничьим угодьем, исследователи не нашли ни каменных орудий, ни костей животных с характерными следами. Эта нехватка доказательств предполагает, что посещение озера людьми, вероятно, было всего лишь краткой остановкой в пути.

Команда ученых определила окаменелые следы как человеческие, сравнив их со следами, оставленными людьми и неандертальцами, родственными, но отдельными видами гомининов. Семь следов, обнаруженных в ходе исследования, были длиннее, чем следы неандертальцев, и, по-видимому, оставлены более высокими и легкими гомининами.

Команда не может полностью исключить неандертальцев, которые делили планету с Homo sapiens около 5000 лет, как потенциальных авторов следов. Но если датировка окажется верной, такая атрибуция маловероятна, так как отложения чуть выше и ниже отпечатков датируются периодом, называемым последним межледниковьем, когда климат в регионе был относительно теплым и влажным.

«Только после последнего межледниковья с возвращением более прохладных условий у нас есть окончательные доказательства перемещения неандертальцев в этот регион», - говорит в своем заявлении ведущий автор Мэтью Стюарт, биолог из Института химической экологии Макса Планка. «Следовательно, следы, скорее всего, принадлежат людям или Homo sapiens».

===

===

===

Гробницу с гаремом для вождя 1500-летней давности обнаружили в Германии

    • Олег Олимский
Гробницу с гаремом для вождя 1500-летней давности обнаружили в Германии itemprop=

В центральной Германии археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся и не разграбленную гробницу вождя времен Великого переселения народов. Рядом с вельможей найдены останки шести женщин и большое количество артефактов, в том числе золотых украшений и инкрустированных стеклянных сосудов.

Археологическое открытие, как сообщает «Газета.Ru«, было сделано при строительстве птицефермы около коммуны Брюккен-Хакпфюффель в провинции Саксония-Анхальт. Дабы защитить исторический памятник от разграбления археологи не сообщают его точного местонахождения.

Благодаря тому, что гробница находилась в засыпанной землей низине, глубиной около полутора метров, она оказалась не тронутой грабителями могил. Ученые датируют захоронение 480 — 530 годами нашей эры, то есть возрастом около 1500 лет.

В ходе раскопок археологи обнаружили гигантский бронзовый котел диаметром 13 футов (около 4 метров). Вокруг его находились останки шести женщин, похороненными в радиальном направлении, как стрелки часов. Историки предполагают, что они могли быть женами или наложницами, похороненного человека.

— Мы еще не нашли самого принца, но, может быть, его прах находится в бронзовом котле, — заявила Daily Mail археолог Сюзанна Фридрих и сообщила: котел поднят из земли единым блоком и будет тщательно проанализирован в лаборатории.

При раскопках также найдены останки 11 животных, в том числе быков, лошадей и собак. Найдены украшенная стеклянная чаша, золотая монета правителя Восточной римской империи Зенона, фибулы, несколько серебряных позолоченных зажимов для одежды, стальной меч и щит. Подобные украшения характерны для германских племен лангобардов, тюрингов или алеманнов.

Рядом могилой вождя также обнаружены еще 60 неповрежденных захоронений. Предполагается, что центральная погребальная камера была частью курганной гробницы германского вождя, а десятки окружающих могил добавлены позже.

       

Мог ли СССР победить в лунной гонке?

    • Олег Олимский
Мог ли СССР победить в лунной гонке? itemprop=

Опередить Америку на Луне Советский Союз, как известно, не сумел. Н-1 — советский ответ Saturn-V — ракета, на которую возлагались наши лунные надежды, пыталась взлететь четыре раза и четыре раза взрывалась вскоре после старта. Не желая больше тратить миллионы и миллиарды рублей на уже проигранную гонку, в середине 1970-х Советское правительство заставило конструкторов забыть о Луне.

Но был ли правильным путь, по которому в итоге пошла советская лунная программа? Конечно, история не знает сослагательного наклонения, и было бы слишком смелым утверждать, что, окажись бразды правления программой не в руках С.П. Королева и его преемника В.П. Мишина, а, скажем, в руках М.К. Янгеля или В.Н. Челомея, исход соревнования с Америкой оказался бы принципиально иным.

Однако все нереализованные проекты пилотируемых полетов к нашему спутнику безусловно являются памятниками отечественной конструкторской мысли, и вспомнить о них интересно и поучительно, особенно сейчас, когда о полетах к Луне все чаще говорят в будущем времени.

Поезд на орбите

С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Но если для NASA первый этап был непосредственным предшественником второго и имел ту же материально-техническую основу — комплекс Saturn V — Apollo, то советский подход был несколько другим. Вынужденно другим.

Лунный корабль для облета Луны


На фото — схема ЛК для пилотируемого облета Луны из эскизного проекта, подготовленного в КБ В.Н. Челомея.

1) Конструкция. Эскизный проект лунного корабля (ЛК) был подготовлен в ОКБ-52 к 30 июня 1965 года. Корабль состоял из блока «Г» — двигателя системы аварийного спасения, блока «В» — возвращаемого аппарата, блока «Б» — аппаратурного отсека и отсека двигателей коррекции, блока «А» — доразгонной ступени для сообщения скорости, близкой ко второй космической, для облета Луны.

2) Полет. Корабль должен был выводиться на опорную орбиту высотой 186−260 км трехступенчатой ракетой УР-500К. Отделение носителя происходило на 585-й секунде полета. После витка вокруг Земли примерно на 5 минут включались двигатели доразгонного блока, сообщая аппарату скорость, близкую ко второй космической. Затем блок отделялся. По пути осуществлялись три коррекции орбиты с помощью двигателей блока «Б». Планировалось провести 12 пусков без экипажа и до десяти пусков с космонавтом на борту.

Первые расчеты, сделанные в королевском ОКБ-1 в самом начале 1960-х годов, показали, что для высадки экипажа на Луну потребуется сначала вывести на околоземную орбиту около 40 т полезного груза. Практика не подтвердила эту цифру — в ходе лунных экспедиций американцам приходилось выводить на орбиту в три раза больший груз — 118 т.

Макет ЛК в натуральную величину

Макет ЛК в натуральную величинуДоразгонный блок «А» отделен от отсека «Б» (двигатели коррекции) металлической фермой. Характеристики ЛК. Экипаж: 1 человек // Вес корабля на старте: 19 072 кг // Вес корабля при полете к Луне: 5187 кг // Вес возвращаемого аппарата: 2457 кг // Продолжительность полета: 6−7 суток.

Но даже если брать за отправную точку цифру 40 т, все равно было очевидно, что Королеву нечем поднимать на орбиту такой груз. Легендарная «семерка» Р-7 могла «вытянуть» максимум 8 т, а значит, требовалось заново создать специальную сверхтяжелую ракету. Старт разработке ракеты Н-1 был дан в 1960 году, но С.П. Королев не собирался ждать появления нового носителя. Пилотируемый облет Луны, считал он, можно было провести наличными средствами.

Его идея заключалась в том, чтобы вывести на орбиту с помощью «семерок» несколько сравнительно легких блоков, из которых путем стыковки можно было бы собрать корабль для облета Луны (Л-1). От этой концепции соединения блоков на орбите, кстати, и пошло название кораблей «Союз», а непосредственным предком всей линейки рабочих лошадок отечественной космонавтики был модуль 7K. Другие модули королевского «поезда» имели индексы 9К и 11К.

Схема

Итак, на орбиту следовало вывести капсулу для экипажа, емкость с топливом, разгонные блоки… От первоначального замысла собрать корабль всего из двух частей конструкторы ОКБ-1 постепенно пришли к целому космическому поезду из пяти аппаратов. Если учесть, что первая в истории успешная стыковка на орбите произошла лишь в 1966 году, в ходе полета американского корабля Gemini-8, то очевидно, что упование на стыковку в первой половине 1960-х отдавало авантюрой.

Ракета

Характеристики ЛКЭкипаж: 2 человека // Вес корабля на старте: 154 т // Вес корабля при полете к Луне: 50,5 т // Вес возвращаемого аппарата: 3,13 т // Время полета к Луне: 3,32 суток // Продолжительность полета: 8,5 суток.

Носитель для мегатонн

Вместе с тем у В.Н. Челомея — главного конкурента Королева, возглавлявшего ОКБ-52, — имелись свои космические амбиции и свои весомые аргументы. С 1962 года в филиале № 1 ОКБ-52 (ныне ГКНЦП имени М.В. Хруничева) началось проектирование тяжелой ракеты УР-500. Индекс УР (универсальная ракета), который имели все баллистические ракеты челомеевской «фирмы», подразумевал различные варианты использования этих изделий.

В частности, толчком для начала работ по УР-500 стала потребность в мощной баллистической ракете для доставки на территорию вероятного противника сверхмощных водородных бомб — той самой «кузькиной матери», которую обещал показать Западу Н.С. Хрущев.

По воспоминаниям сына Хрущева Сергея, который как раз в те годы работал у Челомея, УР-500 была предложена в качестве носителя термоядерного заряда мощностью 30 мегатонн. При этом, однако, имелось в виду, что новая ракета сможет сыграть важную роль в пилотируемой космонавтике.

Поначалу был создан двухступенчатый вариант ракеты. Когда третья ступень еще только проектировалась, Челомей выступил с предложением совершить облет Луны с помощью трехступенчатой УР-500К — она сможет вывести на орбиту до 19 т — и одномодульного пилотируемого корабля (ЛК), который будет собран полностью на Земле и не потребует никаких стыковок на орбите.

Эта идея легла в основу доклада, сделанного Челомеем в 1964 году в ОКБ-52 в присутствии Королева, Келдыша и других выдающихся конструкторов. Проект вызвал у Королева резкое неприятие.

Он, разумеется, не без основания считал, что его КБ (в отличие от челомеевского) имеет реальный опыт создания пилотируемых кораблей, и конструктора совершенно не радовали перспективы делить космонавтику с друзьями-конкурентами.

Однако гнев Королева был направлен не столько против ЛК, сколько против УР-500. Ведь эта ракета явно уступала по надежности и проработанности заслуженной «семерке», а с другой стороны, имела в три-четыре раза меньшую грузоподъемность, чем будущая Н-1. Вот только где она, Н-1?

Посадочная платформа корабля ЛК700

Посадочная платформа корабля ЛК700 (макет). Ей предстояло остаться на Луне.

Прошел год, который, можно сказать, был потерян для советской лунной программы. Продолжая работать над своим сборным кораблем, Королев фактически пришел к выводу о несостоятельности этого проекта.

В то же время, в 1965 году, с помощью УР-500 на орбиту был выведен первый из четырех «Протонов» — тяжелых ИСЗ весом от 12 до 17 т. Р-7 такое было бы не под силу. В конце концов Королеву пришлось, что называется, наступить на горло собственной песне и пойти с Челомеем на компромисс.

1) Прямая посадка. «Использование прямой схемы полета без стыковок на орбитах ИСЗ или ИСЛ, с одной стороны, резко упрощает задачу, сокращает стоимость и сроки разработки и увеличивает надежность выполнения задачи, и с другой — позволяет использовать корабль в качестве транспортного.

С увеличением грузопотока на Луну единственно возможной схемой полета будет прямая схема, в которой весь корабль (или весь полезный груз) доставляется на поверхность Луны в противовес бесперспективной схеме полета со стыковкой на орбите ИСЛ, где большая часть груза остается на орбите Луны (из текста эскизного проекта).

2) Лунные базы. Комплекс УР-700-ЛК700 проектировался не только для одноразовых высадок на Луну, но и для создания на спутнике Земли лунных баз. Обустраивание базы планировалось в три этапа. Первым пуском на поверхность Луны доставляется тяжелая беспилотная стационарная лунная база.

Вторым пуском на Луну доставляется экипаж на корабле ЛК700, при этом база используется в качестве маяка. После посадки корабля его экипаж переходит в стационарную базу, а корабль консервируется до обратного полета. Третьим пуском доставляется тяжелый луноход, на котором экипаж совершает экспедиции по Луне.

Как разделить неудачу

8 сентября 1965 года в ОКБ-1 было созвано техническое совещание, на которое были приглашены ведущие конструкторы челомеевского КБ во главе с самим Генеральным конструктором.

Председательствовал на совещании Королев, который и выступил с основным докладом. Сергей Павлович соглашался, что для проекта облета Луны УР-500 перспективней «семерки», и предлагал Челомею сосредоточиться на доработке этого носителя. Вместе с тем разработку корабля для облета Луны он намеревался оставить за собой.

Огромный авторитет Королева позволил ему претворить свои идеи в жизнь. В целях «сосредоточения сил конструкторских организаций» руководство страны постановило прекратить работы над проектом ЛК. В полет вокруг Луны предстояло отправиться кораблю 7К-Л1, который поднимет с Земли УР-500К.

Макет ракеты

На снимках — архивные фото полноразмерного макета корабля в стартовой комплектации и варианте лунной посадки.

10 марта 1967 года королевско-челомеевский тандем стартовал с Байконура. Всего с 1967 по 1970 год было запущено двенадцать 7К-Л1, имеющих статус лунных зондов. Два из них отправились на околоземную орбиту, остальные — к Луне.

Советские космонавты с нетерпением ждали — ну когда же кому-то из них посчастливится отправиться к ночному светилу на борту нового корабля! Оказалось, что никогда. Только два полета системы прошли без замечаний, а в остальных десяти были отмечены серьезные неполадки. И лишь два раза причиной неудачи стала ракета УР-500К.

В такой ситуации рисковать человеческими жизнями никто не решился, а кроме того, беспилотные испытания так затянулись, что за это время американцы уже успели и облететь Луну, и даже высадиться на нее. Работы по 7К-Л1 были прекращены.

Луна

Надежда на чудо

Думается, мало кто из нас не задавался болезненным для национального сознания вопросом: так почему же все-таки страна, запустившая в космос первый спутник и отправившая на орбиту Гагарина, проиграла лунную гонку с «сухим счетом»? Почему столь же уникальная, как и Н-1, сверхтяжелая ракета Saturn V отработала во всех полетах к Луне «как часы», а наша «надежда» не вывела ни килограмма даже на околоземную орбиту?

Одну из главных причин назвал уже в годы перестройки преемник Королева В.П. Мишин. «Строительство производственно-стендовой базы, — говорил он в интервью газете «Правда», — велось с опозданием на два года.

Да и то урезанной. Американцы могли у себя на стендах испытывать целый двигательный блок в сборе и без переборки ставить на ракету, отправлять в полет. Мы же испытывали по кускам и думать не смели запустить 30 двигателей первой ступени в полном сборе. Потом сборка этих кусков, конечно, без гарантии чистой притирки».

Известно, что для летных испытаний ракеты Н-1 на космодроме был построен целый завод. Гигантские габариты ракеты не позволяли перевозить ее готовыми ступенями. Ракету буквально достраивали перед стартом, проводя в том числе и сварочные работы.

Иными словами, американцы имели возможность отработать свои системы и устранить неполадки в ходе наземных стендовых испытаний и отправить в небо готовый продукт, а королевским конструкторам приходилось лишь надеяться, что «сырая», сложная и безумно дорогая ракета вдруг возьмет и полетит. А она не полетела.

Ракеты-носители

Ракеты-носителиРакета Н-1 (ОКБ-1, слева). С февраля 1969 по ноябрь 1972 года было произведено четыре пуска этой ракеты, и все они окончились неудачей. Принципиальное отличие ракеты Н-1 от проектов ОКБ-52 состоит в использовании кислород-керосиновых двигателей конструкции КБ Кузнецова.

Двигатели НК-33, созданные для первой ступени (их там было 30, и они размещались по кругу), пережили советский лунный проект и до сих пор используются как в России, так и в США и Японии. Ракета VP-700 С ЯРД РО-31 (в центре). Пожалуй, один из самых экзотических проектов советской лунной программы.

По расчетам авторов эскизного проекта, использование в третьей ступени ядерных реактивных двигателей позволило бы значительно увеличить массу полезного груза, выводимого на орбиту. Поднимая груз до 250 т, такая ракета могла бы быть задействована в программе строительства лунных баз. И одновременно — угрожать Земле падением с неба отработавшего реактора. Ракета УР-700К (ОКБ-52, справа).

Проект этого сверхтяжелого носителя базировался на элементах ракеты УР-500К, впоследствии известной как «Протон». В сфере силовых установок Челомей работал с КБ Глушко, разрабатывавшим мощные двигатели на высокотоксичном топливе: амил (тетраоксид диазота) и гептил (несимметричный диметилгидразин).

Использование ядовитого топлива — одна из причин, по которым «Протон» не выводил в космос корабли с экипажем на борту. Все готовые блоки, из которых на космодроме могла быть собрана ракета УР-700, вписывались в габариты 4100 мм, что позволяло перевозить их на железнодорожных платформах. Так можно было избежать достройки ракеты на месте старта.

Прямая посадка

У Челомея, вечного соперника Королева, и тут была альтернатива. Еще до неудачных запусков Н-1, в 1964 году, Владимир Николаевич предлагает отправить экспедицию для высадки на Луну с помощью носителя УР-700. Такой ракеты не существовало, однако, по мысли Челомея, ее можно было бы разработать в очень короткие сроки на базе серийно выпускавшихся элементов от ракеты УР-500.

При этом УР-700 по мощности превосходила бы не только Н-1, которая в самом тяжелом варианте была бы способна (теоретически) вывести на околоземную орбиту 85 т груза, но и американский «Сатурн».

В базовом варианте УР-700 могла бы поднимать на орбиту около 150 т, а более «продвинутые» модификации, в том числе с ядерным двигателем для третьей ступени, повысили бы эту цифру до 250 т. Поскольку все блоки УР-500, а значит, и УР-700 вписываются в габарит 4100 мм, их можно было бы без проблем транспортировать из заводских цехов на космодром, а там лишь состыковывать, избегая сварочных работ и прочих сложных производственных процессов.

В дополнение к ракете КБ Челомея предлагало свою оригинальную концепцию лунного корабля, получившего название ЛК700. В чем же заключалась его оригинальность? Как известно, американский «Аполлон» никогда целиком на Луну не садился.

Корабль с возвращаемой капсулой оставался на окололунной орбите, а к поверхности спутника отправлялся посадочный модуль. Примерно такому же принципу следовало королевское КБ, разрабатывая свой лунный корабль Л-3. А вот ЛК 700 предназначался для так называемой прямой посадки на Луну, без выхода на окололунную орбиту. После окончания экспедиции он лишь оставлял на Луне посадочную платформу и отправлялся к Земле.

Действительно ли идеи Челомея открывали советской космонавтике более дешевый и быстрый путь к высадке на Луну? Проверить это на практике так и не удалось. Несмотря на то что в сентябре 1968 года был полностью подготовлен эскизный проект системы УР-700-ЛК-700, составлявший многие тома документации, Челомею не разрешили сделать даже полноразмерный макет ракеты-носителя.

Этот факт, кстати, опровергает расхожее мнение, будто из-за появления альтернативного проекта произошло распыление средств, выделенных на советскую лунную программу, и это якобы и стало одной из причин ее неудачи.

Удалось лишь сделать полноразмерный макет ЛК-700. До наших дней он не сохранился, однако архивные фотографии и материалы эскизного проекта дают возможность зримо представить себе, как мог бы выглядеть советский корабль на Луне.

Благодарим за помощь сотрудников ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО Машиностроения» — А.В. Благова, главного специалиста проектного комплекса, и В.А. Поляченко, помощника ученого секретаря НТС.

Рекомендуем
Популярное
наверх