На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 032 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    США прекратили военную и экономическую помощь Украине.    https://druzzya.mirtesen.ru/blog/43647492573/SSHA-priostano...САУ «Коксан» в ро...
  • Геннадий Бережнов
    Автор подаёт как великий секрет, а это просто отлично и давно пора и другие применять. Или будем выглядывать, а что с...САУ «Коксан» в ро...
  • Юрий Ильинов
    Особенно после того, как им Южная Корея перестала присылать снаряды из-за России.САУ «Коксан» в ро...

«Безумный Макс» из «Тигра»: как не заиграться с бронированием

«Безумный Макс» из «Тигра»: как не заиграться с бронированием

Рекомендуемый состав комплекта дополнительного бронирования на автомобиль «Тигр-М». 


Брони много не бывает?


Артефакты отечественного искусства именования техники не перестают удивлять. Просим любить и жаловать — АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М».

Машина впервые была представлена на форуме «Армия» в 2023 году и отличалась от серийной машины комплектом дополнительного бронирования. Точнее, не отличалась, а сияла на весь парк «Патриот». Получился этакий «Безумный Макс», только в тщательном фабричном исполнении. В отдельных изданиях новинка получила лестное имя — сверхзащищенный «Тигр». Как утверждают некоторые источники, несколько машин закупило Министерство обороны, но с 2023 года наглухо бронированный автомобиль не появлялся широкой публике.

Между тем, специалисты 21-го НИИИ военной автомобильной техники в Бронницах тщательно изучили потенциальные возможности облаченных в панцири «Тигров». Результаты были опубликованы в журнале «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации» в ноябре 2024 года. Авторы – научные сотрудники НИИИ в Бронницах Сергей Завьялов, Наталья Кудряева и Борис Корнилов. По данным материалам, помимо испытаний в Подмосковье, «опытная эксплуатация была организована на базе воинских частей, расположенных на территории Западного и Южного военных округов».






АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М» на «Армии-2023»

Первый же взгляд на «Тигр-М» с комплектом дополнительного бронирования наводит на несколько мыслей. Первая — автомобиль явно появился как ответ на реалии спецоперации. Авторы проекта предложили альтернативу блиндированию боевых машин подручными средствами. Как известно, на первых порах конфликта в дело шли не только листы стального проката, представляющие сомнительную ценность, но даже стволы деревьев.

Сейчас ситуация несколько другая. Если в 2022 – начале 2023 годах главную угрозу представляли пули и осколки, то сейчас на первый план вышли дроны с кумулятивными гранатами. От такой угрозы достаточно решетчатых взводных экранов. Может быть, именно поэтому комплект дополнительного бронирования листовой сталью не стал популярен в войсках? Но обо всем по порядку.

Второй мыслью, приходящей на ум после знакомства с машиной, является понимание опрометчивости отдельных решений. Самыми спорными выглядят бронеэкраны для передних и задних колес. Решение кажется логичным, если усовершенствованный «Тигр-М» намерен передвигаться исключительно по дорогам с твердым покрытием. На это намекали некоторые комментаторы, пророча «Безумному Максу» карьеру защитника военных конвоев. В остальном, комплект дополнительного бронирования, который можно монтировать на любой «Тигр», несколько устарел уже на момент своего появления.

В комплект входит шесть позиций: бронеэкраны для защиты моторного отсека на ограждении передка, бронеэкран центральной части капота, бронеэкраны защиты щитка передка над капотом, бронеэкраны защиты задних колес, бронеэкраны боковых дверей, бронеэкраны защиты передних колес и моторного отсека. Авторы не предусмотрели ничего для защиты от прилетов сверху, а ведь это со временем стало угрозой номер один.


Пример полевого блиндирования машины «Тигр»

В процессе испытаний на базе 21-го НИИИ военные инженеры отнеслись к заметно утяжеленному броневику со всей строгостью. Испытания дали ответ на то, как автомобиль ведет себя в сложных дорожных условиях. По статье:

«Была проанализирована среднетехническая скорость движения по различным видам дорог, определен показатель топливной экономичности и запаса хода. Помимо этого, были проведены оценка удобства посадки и высадки, размещения экипажа в обитаемом отделении в экипировке, уровня обзорности с рабочего места водителя, а также эвакопригодности и эвакоспособности машины, показателей безотказности».


Дитя компромиссов


Из отчета ясно, что лишняя тонна снаряженной массы не далась «Тигру-М» просто так. Испытания на увлаженных грунтах, то есть на элементарной грязи, показали неспособность броневика в латах подняться даже на 10-градусный подъем. А когда дело касалось заболоченной и переувлажненной пересеченной местности, машина пасовала окончательно. Дополнительная тонна брони негативно сказалась на среднетехнической скорости изделия. Напомним, что под этим понятием подразумевается средняя скорость на определенном отрезке с учетом всех вынужденных остановок и простоев. Если бы «Тигр» с дополнительными латами воевал один, то ему средняя техническая скорость была бы не столь актуальна. Но когда броневик вынужден работать в составе конвоя, его отставание по средней скорости вследствие перегруза броней оказалось критическим. Особенно когда дело касалось маршрута по разбитой местности.

Отдельного комментария заслуживает дополнительная защита бронестекол: «Наличие защитных штор лобовых и боковых стекол нецелесообразно из-за большого количества непросматриваемых зон». И действительно, на что рассчитывали разработчики, когда оставили узкие щелки в лобовом стекле? Экипаж погибнет не от пулемета в упор, а разобьется от хронической «слепоты» водителя?

История спорных бронещитков на колесах получила свое продолжение, когда «Тигр» загнали в грязь. В свободных колесных нишах протектор, даже забитый грязью, имел шансы на самоочищение – шматы грунта просто разлетались по окрестностям. На опытной машине грязь старательно трамбовалась под щитками, серьезно ограничивая подвижность, а порой приводя к вынужденной остановке. Но даже без грязи щитки доставляли проблемы. На пересеченной местности они касались грунта со всеми вытекающими последствиями. На приличной скорости узлы грозили вообще отвалиться. Можно предположить, что колесные щитки несли еще одну неприятную функцию – они не позволяли ударной волне от мины свободно покидать арку колеса. «Тигр» выгодно отличается от аналогов как раз солидной противоминной стойкостью. Очевидцы рассказывают даже о противотанковых минах, которые разрушали всю переднюю часть машины, но экипаж оставался жив. Щитки на передних колесах грозили усугубить последствия подрыва.

Справедливая критика от исследователей была в адрес компоновки бронеплит. По какой-то неведомой причине авторы решили не бронировать дополнительными латами десантное отделение. При этом отделение управления удостоилось усиления защиты. В 21-м НИИИ указали на это недостаточно и порекомендовали все-таки усилить десантный отсек.






«Тигр» в исполнении «Безумный Макс» на испытаниях в Бронницах. 

В итогах работы специалистов из Бронниц по изделию АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М» можно обнаружить следующие рекомендации:

«Рассмотреть возможность снижения массы КДБ за счет оптимизации его состава и применения новых материалов (как вариант, возможно исключение бронеэкрана защиты щитка передка над капотом и уменьшение размеров бронеэкранов боковых дверей); проработать вопрос изменения конструкции и уменьшения размеров бронеэкранов защиты колес; проработать вопрос изменения конструкции бронеэкранов защиты фар головного света с возможностью фиксации бронеэкранов в открытом состоянии в темное время суток; проработать вопрос исключения защитных шторок боковых стекол; для повышения показателей обзорности с рабочего места водителя и исключения случаев потери видимости при повреждении лобовых стекол необходимо проработать вопрос возможности установки внешних камер видеонаблюдения с выводом изображения на монитор».



Сводная диаграмма результатов сравнительного анализа отдельных технических характеристик и эксплуатационных свойств автомобиля «Тигр-М» и «Тигр-М» с дополнительной броней. 

Судя по всему, ни о какой проработке предложений 21-го НИИИ речи нет. На повестку дня вышла защита от дронов, а этим изделиям щитки на колесах и бронеэкраны на фарах никакой угрозы не несут. В то же время нельзя не согласиться, что в дополнительном бронировании «Тигра» нет ничего плохого. Только осуществлять его необходимо с комплексом мер – форсирования мотора, усиления трансмиссии и подвесок, а также установки элементов антидроновой защиты. В итоге получится машина нового качественного уровня, которую назвать «Тигром» никак нельзя. Техническое счастье кроется в балансе всех параметров, чему стандартный российский броневик соответствует в полной мере.

По материалам статьи Завьялова С. А., Кудряевой Н. С., Корнилова Б. А. «Новая броня для «Тигра». Результаты эксплуатационных испытаний бронеавтомобиля «Тигр-М» с комплектом дополнительного бронирования» в журнале «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации», ноябрь 2024 года.

Картина дня

наверх