Правительство особого режима: Почему Лукашенко не завозит сливочное масло из Ирана, а яйца из Турции
Картошка в Белоруссии дешевеет, морковка и лук тоже. В чем секрет Батьки?
Чиновники отчитываются о впечатляющих достижениях российского сельского хозяйства, а цены на прилавках растут. Как-то концы с концами не сходятся.
После каждого похода в магазин веры в «телевизор» все меньше. Особенно когда слышишь про крепчающий уровень продовольственной безопасности и видишь, как министерства судорожно пытаются покрыть дефицит то яиц, то сливочного масла, закупая их в Турции, Азербайджане или Эмиратах. Скоро хрен повезем из Ирана.В этой связи интересно посмотреть на нашего ближайшего соседа и союзника — Белоруссию: как там регулируются картофельно-денежные или масло- финансовые потоки? И как они на цены влияют?
Уральский эксперимент с оптимизацией нарвался на дружный мат рассерженных горожанТранспортная реформа уперлась в системные проблемы — запчасти дорогие, водителей не хватает, автобусы старые
Согласно данным Евразийского банка развития продовольственная инфляция в РБ по итогам октября 2024 года составила 7,2% по отношению к ценам аналогичного периода 2023-го, в сентябре было чуть хуже — 7,5%. Пришёл новый урожай картофеля, его стоимость просела, другие овощи тоже стали заметно дешевле. Мясные и молочные продукты дорожают очень несущественно, так как у Батьки с ними полное самообеспечение. Реальное, а не на бумаге — как у нас.
Россия вышла на полную самообеспеченность картофелем — недавно власти РФ отчитались об очередном «достижении». Правда, почему-то этот успех никак не повлиял на ценники, они продолжают расти.
«Снижение розничных цен на картофель ожидается в августе-сентябре», — вещали летом сего года в Минсельхозе. Но что-то не срослось с прогнозом.
За год картоха, которую у нас любят не меньше, чем в Белоруссии, подорожала на 150−200%. Почему так произошло, министерские объяснять отказываются. Возможно, скоро вспомнят про колорадского жука-вредителя.
То же самое творится и по остальным товарам, цены на которые начали галопирующий рост. А если что и говорят, то лучше бы молчали. Выросла стоимость молочных продуктов — это граждане всё скупили, у них ведь (Росстат не даст соврать!) наблюдается бурный рост доходов. И так далее, в том же ключе.
Появляются и вбросы на тему того, что во всём виноваты жадные белорусы. Дескать, рост цен на масло, мясо и молочку произошёл потому, что те резко захотели много денег. Ату их! В связи с этим стоит изучить постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 13.11.2024 № 118 «Об установлении предельных минимальных цен на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам».
Например, по позиции «масло сливочное с содержанием молочного жира более 72%, но менее 80%», цена установлена в размере 730 российских рублей за килограмм.
То есть стандартная 180-граммовая пачка того же масла «Брест-Литовск» жирностью 72,5% в закупке обходится в 131 рубль. Ещё недавно оно лежало на полках российских магазинов по 170−180 рублей, иногда случались «акции» по 150 рублей. Сейчас ценник вырос до 280−300 рублей, то есть торговля заряжает наценку более 120%. В этом Батька виноват или все же кто-то из наших?
Или вот так: согласно тому же белорусскому документу, их говядина уходит в нашу страну по 350 рублей за килограмм, на прилавках ценник в РФ вырос до 700 рублей (+40% к 2023 году) и выше. Опять мы видим 100% наценки.
Звоним в Белоруссию.
«У нас сейчас ценники на овощи, действительно, немного снизились, и всё остальное дорожает не так быстро, как в России. Не могу назвать себя таким уж фанатом Батьки, он тоже человек и иногда ошибается, но в целом всё делает правильно. Люди сыты, система регулирования цен работает, даже там, где её вроде как и нет — в прямых расчётах людей с крестьянами-производителями — оно тоже ощущается. Дорого у них просто никто ничего не купит, ведь есть альтернатива — пойти в магазин, где работает госрегулирование», — объясняет житель Брестской области Сергей.
Согласно постановлению Совета министров Беларуси № 713 от 19 октября 2022 года в стране была введена система регулирования цен на ряд товаров (около 400 позиций. Касается она как товаров местного производства, так и импорта. Документ очень обстоятельный и грамотный, в нём не только означены предельные максимальные торговые надбавки, но и предельные максимальные надбавки импортёра.
По отечественным продуктам питания — кроме морской рыбы и экзотических фруктов, наценка ограничена в 15−20%. Чтобы мы так жили… И ведь слушаются, в противном случае можно и за решётку отправиться, жуликов-спекулянтов в Белоруссии не любят.
Помимо этого, действует жёсткая система квотирования, местные чиновники чётко определяют, сколько продовольствия нужно для внутреннего рынка, а какой объём произведённого можно продать за границу. Причём экспортёры все дружно выполняют распоряжения властей, уже научены. Это у нас они от рук отбились (или, наоборот, к чьим-то рукам «прибились), а в Белоруссии сидеть срок за экономические махинации желающих уже мало.
Читайте также
Где картошка наша? Россия пойдёт на поклон к батьке Лукашенко и африканскому другу СисиУвлекшись экспортом продовольствия, власти прошляпили «второй хлеб»
У нас эти самые квоты тоже есть, но исключительно на бумаге. Титанические контрабандные потоки вывоза зерна и прочего продовольствия всем известны, но их даже не думают прикрывать.
Даже официальные цифры внушают. При диком росте цен на говядину и картофель экспорт этого мяса вырос на 20%, «второго хлеба» — на 10%. Что творится на самом деле можно только догадываться. Таможня даёт добро!
«Попросил Минэкономразвития и Минсельхоз проработать вопрос об импорте картофеля из дружественных стран для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на картофель. Но мы понимаем, что нужно развивать собственное производство. И мы будем работать над тем, чтобы удовлетворить спрос той продукцией, которую мы производим на наших полях», — заявил на днях вице-премьер Дмитрий Патрушев, возглавлявший прежде Минсельхоз.
А как же означенное выше полное самообеспечение? И зачем поставки картошки на экспорт? В целом всё попахивает откровенным вредительством, а также выводом средств из страны. С одной стороны, продаётся (явно недорого) российское продовольствие, с другой — за большие деньги закупается импортное. Хотя ничего не мешает взять на вооружение опыт Белоруссии и организовать в стране полный достаток всего, причём по умеренным ценам. Только опыт «колхозника» Лукашенко московским экономическим «гениям» как-то не интересен. Ответьте с трех раз — почему? Хотя и одного раза хватит.
Свежие комментарии