На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 007 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Урсула фон дер Ляйен обвинила США в выкачивании денег из Европы Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обрушилась с...«Царь-мангал»: по...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Надо отмечать все победы России и увековечивать наших военачальников. героев что бы враг их видел в бинокль Суворова ...Забытый День Победы
  • Владимир Акулов
    А  еще  у  бесов  есть  подводные  дроны  с  огромной  взрывчаткой.Комбинированный у...

Воины с колонны Марка Аврелия

Вячеслав Шпаковский

 

Характерные изображение сцен войны Рима с германцами: римские легионеры в однотипном вооружении в походе; захвачены пленные, захвачен скот, через реки наведены мосты с крепкими перилами, всадники римской кавалерии восседают на попонах, свешивающихся весьма низко, но у них нет стремян…



Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
Марк Аврелий, римский император



Античная цивилизация. Интерес к античной цивилизации всегда был очень высок. Достижения цивилизаций, существовавших до нее, то есть бронзового века, может быть, с ней даже и сравнимы, но они не оставили для нас письменных памятников. Ее творения с ними не говорят, «все улики», как сказали бы современные следователи, исключительно косвенные. Не так с античной историей. До нас дошли ее памятники в камне, керамике и металле, в золоте и серебре, из свинца и меди, и даже хрупкого стекла; до нас также дошли письменные тексты. Сделанные на камнях и на глине, папирусе и пергаменте. Они все говорят о разном, и их много. Например, до нас дошли дневники римского императора Марка Аврелия. И ценность их настолько велика, что было сказано: «Будь они настольной книгой каждого чиновника и каждого правителя, мир бы был другим!» Кроме того, письменные источники этого времени дополняют найденные и сохранившиеся артефакты, и они начинают с нами разговаривать, то есть свидетельства их куда более значимы, чем молчаливых мегалитов предшествующих эпох. Однако, кроме множества текстов, до нашего времени сохранились статуи и барельефы, глядя на которые мы можем воочию себе представить ну, скажем, облик тех же римских воинов времен войны Рима с племенами варваров-маркоманов. Памятник, о котором идет речь, называется колонной Марка Аврелия. И вот как раз о ней мы вам сегодня и расскажем.

Воины с колонны Марка Аврелия

 

Колонна на площади Колонны


Начнем с того, что это за памятник. где он находится, что собой представляет. Итак, колонна Марка Аврелия – это монументальная колонна дорического типа, которая стоит в Риме на площади Колонны, и эта площадь названа в ее честь. Построили ее между 176 и 192 годами, как памятник о событиях Маркоманской войны. Прототипом ее послужила известная колонна императора Траяна. Известно, что Марк Аврелий жил в 121—180 годы нашей эры, а правил с 161 по 180 год нашей эры. То есть строить ее начали еще при жизни императора и, безусловно, с его одобрения, но закончили уже спустя 12 лет после его смерти. И это неудивительно, поскольку работа над этим памятником потребовала много сил, времени и затрат. Дело в том, что всю поверхность колонны, как и в случае с колонной Траяна, покрывают идущие по спирали барельефы, рассказывающие о событиях Маркоманской войны. И сделать их все было, несомненно, делом достаточно сложным и продолжительным.

 

Ее устройство…

 

 

Основание колонны. Джованни Баттиста (или Джамбаттиста) Пиранези (1720—1778), итальянский художник, изобразивший в графике барельефы колонны


Высота колонны равна 29,6 м, высота пьедестала — 10 м. Общая же высота этого монумента равнялась 41,95 м, но со временем 3 метра от ее основания после проведенной в 1589 году реставрации оказались ниже поверхности земли. Ствол колонны изготовлен из блоков каррарского мрамора (28 блоков) диаметром 3,7 метра. Также, как и колонна Траяна, колонна Марка Аврелия внутри полая и там устроена винтовая лестница, в которой примерно 190—200 ступеней, которые ведут на ее вершину. На квадратной площадке там когда-то стояла скульптура самого Марка Аврелия. Освещение лестницы осуществляется через небольшие вертикальные окна.

 

Нижняя часть колонны. Джованни Пиранези

 

 

Самая верхняя часть колонны. Джованни Пиранези

Но самое главное, конечно, ее барельефы. Причем все, что изображено на них, весьма заметно отличается от рельефов на колонне Траяна. Отличается прежде всего намного большей экспрессивностью. Игра света и тени на поверхности колонны Марка Аврелия заметна намного сильнее, так как резьба по камню здесь выполнена более глубокой, чем на колонне Траяна, где фигуры более плоские. Кроме того, здесь головы фигур несколько увеличены, что, видимо, было задумано изначально для большей точности в передаче выражения лиц. Но при этом мы видим одновременно и снижение качественного уровня проработки деталей одежды, и оружие персонажей. Правда, понять скульпторов можно, ведь фигур, изображенных на колонне, буквально тысячи!

 

А вот так ее верхняя часть выглядит на фото…


Сохранность фигур на этой колонне несколько хуже, чем на колонне Траяна, но, так как резьба здесь использована более глубокая, то есть это по сути горельеф, впечатление они производят значительно более сильное. То есть колонная Траяна кажется более гладкой, а колонна Аврелия – более рельефной, и так это есть и на самом деле.

 

Легионеры переходят Дунай по наплавному мосту. Очень хорошо видно снаряжение коня на переднем плане. Легионеры представлены в доспехах трех типов: пластинчатых лориках, кольчуга (показанных на барельефе просто «дырками») и чешуйчатых панцирях. Шлемы – одни с кольцом на макушке, другие с небольшим султанчиком. Щиты овальные


Интересно, что в средние века подъем по лестнице на вершину колонны был таким популярным развлечением, что право получать за это входную плату в Риме ежегодно выставляли на аукцион. Со временем, а именно уже к XVI веку, статуя Марка Аврелия была уже потеряна, и в 1589 году папа Сикст V решил колонну отреставрировать. Поручено это было архитектору Доменико Фонтана, который решил водрузить на нее скульптуру апостола Павла, замазал разрушившиеся рельефы (о чем на пьедестале была сделана соответствующая надпись), однако в ней он допустил ошибку и назвал монумент «колонной Антонина Пия».

 

Поход продолжается. Мы видим знаменосцев в чешуйчатых панцирях, но не в шлемах, а с капюшонами на голове, и всадника – в очень короткой кольчуге с фестонами по подолу, аналогичной очень коротким кольчугам с колонны Траяна. То есть этот вид доспеха за прошедшие 80 лет не претерпел абсолютно никаких изменений! Мечи в ножная висят слева, кинжалов пугио нет ни у кого, нет и солдатских поясов (кингулум). Теперь эти виды снаряжения в прошлом!


Кстати, разница между этими двумя колоннами, траянской и аврелиевой, составляет лишь восемьдесят лет, однако бросается в глаза не только смена рельефа на горельеф, но и общая художественная манера. Если присмотреться, то видно, что сцены войны на колонне Марка Аврелия показаны менее пафосно, чем на колонне Траяна. Специалисты считают, что стиль колонны Марка Аврелия ближе к знаменитой Арке Константина Великого, чем опять-таки к колонне Траяна. Забавным можно считать и тот факт, что героизировать римские легионы, состоящие теперь уже из наемников, а не только коренных жителей Рима, во времена Марка Аврелия перестали, что и нашло свое отражение в их изображении на колонне. То есть считается, что и Арка Константина, и колонна Марка Аврелия демонстрируют нам переход от античного, героизирующего своих персонажей искусства, к искусству более простому, реалистичному, христианскому. И это было, понятно, еще начало, которое позднее получило свое полное развитие.

 

Римляне поджигают дома германцев, а те с кривыми ножами и щитами в руках пытаются защищаться. Графические изображения барельефов из книги «Колонна Марка Аврелия, императора Рима» 1704 года издания. Джованни Пьетро (1613-1696 гг.) и Бартоли, Пьетро Санти (1635-1700 гг.)


Ну а что касается батальных сцен, то о них можно сказать следующее: в нижней части колонны мы видим схватки римлян с германскими племенами, а на верхних – они бьются уже против сарматов. Опять же очевидно, что в изображении воинов римских легионов, состоявших уже в основном из наемников, во времена Марка Аврелия стала отсутствовать их героизация. Более того, скульпторы вроде бы даже больше сочувствуют побиваемым германцам: те с самым примитивным оружием в руках сопротивляются легионерам, закованным в пластинчатые латы и в кольчугах, а те жгут их дома и нивы и уводят в рабство женщин. В общем-то, мы не видим в германцах и сарматах разбойников, а вот римляне именно таковыми на этой колонне как раз и предстают.

 

Римская конница атакует германцев. Обратите внимание, что на римлянах надеты узкие штаны типа бриджей, заходящие за колено. Германцев скульпторы изобразили высокими и красивыми людьми! Штаны на них более широкие и достигают щиколоток. Забавно, хотя и объяснимо, что кольчуга у римских всадников даже ягодицы не прикрывает. А ты поезди сидя на металлических-то кольцах!



 

Конный бой


Отдельные изображения с колонны неоднократно использовались в качестве иллюстраций для книг по истории Древнего Рима. Но тут следует иметь ввиду время создания этого памятника: конец II века нашей эры, и, соответственно, только о воинах этого времени он нам и может рассказать!

 

Римляне построили «черепаху» и под ее прикрытием осаждают укрепление германцев. Те бросают в них что подвернется под руку: тележные колеса, горящие факелы, камни, мечи и даже сосуды с водой, видимо, горячей. Но никакого зла римлянам причинить не могут!

 

 

Конные германцы бегут с поля боя и умирают, лежа на земле. Римские всадники их преследуют, угоняют скот и кирками разрушают германские жилища и какие-то каменные стены. Такие кирки археологами найдены…

 

 

Очень натуралистическое изображение слева вверху: римский воин вонзает свой меч в глаз германца. «Горе побежденным!» — одно слово!


Уже в XVII веке с барельефов колонны были сделаны исключительно точные зарисовки, авторами которых были известный художник и антиквар Беллори, Джованни Пьетро (1613-1696 гг.) и Бартоли, Пьетро Санти (1635-1700 гг.). Известна книга «Колонна Марка Аврелия, императора Рима» 1704 года издания этих авторов, изображения из которой сегодня оцифрованы университетом Эмори и библиотекой Роберта В. Вудраффа, благодаря чему ими теперь можно пользоваться, не обращаясь, собственно, к этому старинному изданию.

 

А вот так надпись на постаменте колонны выглядит сегодня

Картина дня

наверх